Плотина гувера

Архитектурные особенности

Самый первый проект плотины Гувера предполагал простое архитектурное решение объекта: внешняя стена должна была стать обычной стеной, обрамленной балюстрадой в неоготическом стиле. Здание электростанции не должно было отличаться от фабричного цеха. Проект критиковался многими современниками, что стало причиной его переделки. Сделал это Гордон Кауфман – архитектор из Лос-Анджелеса. Он предложил экстерьер сооружений в стиле арт-деко. Верхняя часть плотины получила украшение в виде башенок, растущих прямо из дамбы. На водосбросных башнях двое часов: одни показывают Горное время, вторые – тихоокеанское Североамериканское время.

Плотина Гувера в США сооружена из колонн в виде трапеций и считается крупнейшим искусственным сооружением, возведенным со времен пирамид.

На одной из самых больших плотин мира есть смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на озеро Мид, образованное в результате строительства дамбы. Также рядом построен монумент – памятник погибшим во время строительства.

Статистика[править | править код]

  • Строительство плотины продолжалось с 20 апреля по 1 марта .
  • Стоимость строительства — $49 млн ($676 млн. в нынешнем масштабе цен).
  • За время строительства погибло 96 человек.
  • Высота плотины — 221,4 м (вторая по высоте в США).
  • Длина плотины — 379,2 м.
  • Ширина плотины — 200 м у основания, 15 м в верхней части.
  • На строительство плотины было израсходовано 3,33 млн. м3 бетона.
  • Максимальная электрическая мощность электростанции — 2074 МВт.
  • Автомобильным транспортом через плотину ежедневно перевозится от 13 до 16 тыс. человек (по данным Federal Highway Administration).
  • Площадь водохранилища — 639 км2, объём воды — 35,2 км3.

Вид с дамбы вниз, на сооружения электростанции

Значение проекта

Создание плотины Гувера обошлось Америке в огромную по тем временам сумму – 49 млн. долларов. Всего за пять лет была завершена уникальная по масштабам стройка. Благодаря водохранилищу фермерские хозяйства Невады, Калифорнии и Аризоны на сегодняшний день имеют необходимый запас воды и могут полноценно развивать орошаемое земледелие. Города всего региона получили дешевый источник электроэнергии, что дало толчок к развитию промышленности и росту населения. По мнению историков, со строительством плотины Гувера связано быстрое развитие Лас-Вегаса – игорной столицы Америки, которая за небольшой отрезок времени превратилась из маленького провинциального городка в помпезный мегаполис.

До 1949 г. электростанция и дамба считались самыми большими в мире. Плотина Гувера находится в государственной принадлежности правительства США и играет важную роль в поддержке баланса потребления электроэнергии в западных районах страны. Автоматизированная система управления станцией введена в 1991 году и отлично работает даже без участия оператора.

Плотина Гувера привлекательна не только в качестве уникального инженерного сооружения. Отмечена и ее архитектурная ценность, которая связана с именем известного американского архитектора Гордона Кауфмана. Внешнее оформление плотины, водозаборных башен, музея и мемориального комплекса позволили рукотворному сооружению гармонично вписаться в панораму каньона. Плотина – объект чрезвычайно популярный и узнаваемый. Трудно представить человека, который бы отказался сделать фото на фоне такой захватывающей красоты.

Именно поэтому компании и общественные организации любят устраивать в районе плотины Гувера рекламные или протестные акции. Дамба Гувера очень популярна у кинематографистов. Ее спасал Супермен и герой фильма «Универсальный солдат», пытались разрушить хулиганы Бивис и Баттхет. На целостность бетонной стены покушался трогательный Гомер Симпсон и грозная армия Трансформеров. А создатели компьютерных игр заглянули в будущее плотины Гувера и придумали для нее новую форму существования после ядерной войны и всемирного апокалипсиса.

Даже по прошествии десятилетий, с появлением еще более масштабных проектов, плотина продолжает удивлять. Сколько упорства и мужества потребовалось, чтобы создать и выстроить такое уникальное инженерное сооружение.

С чего все началось

В центре каньона на границе штатов Невада и Аризона расположилось инженерное чудо — плотина Гувера. Высота ее достигает 221 м, что соответствует высоте двух современных небоскребов. Примерный вес — 6,6 млн тонн.

В ней заложено более 3,4 млн куб. м бетона, которого хватило бы на широкую дорогу, пересекающую всю Америку. Свое название архитектурное сооружение получило в честь 31 президента Америки Герберта Гувера. Кстати, его указ дал зеленый свет рассмотрению проекта плотины.

Постройка туннеля, отводящего основной поток реки

Строительство дамбы официально началось в 1931 году. Изначально правительство США выдвигало на рассмотрение два участка под проект: каньон Боулдер и Черный каньон. Однако трагедия прорыва плотины Сент-Френсис в 1928 году заставила инженеров тщательнее проанализировать обе местности во избежание повторного провала и жертв.

После длительных проверок рельефа в каньоне Боулдер обнаружили глубокие трещины и разломы. Это могло привести к нестабильности скальных пород. И, несмотря на уже закрепленное название «проект Боулдер», строительство было утверждено за Черным каньоном.

Факторы, которые повлияли на расположение плотины

  • Геологическое строение каньона.
  • Глубина основания скальной породы на дне реки.
  • Достаточный расчетный объем искусственного водохранилища для обеспечения нужд населения.
  • Близкое расположение густонаселенных районов.
  • Удобное прохождение транспортных линий для поставок материалов.

Строительство дамбы опередило поставленные сроки на два года. 30 сентября 1935 года президент Рузвельт лично провел церемонию открытия плотины.

Процесс стройки дамбы

К сожалению, вопросы по экологии не рассматривались в 30-х годах. Ущерб от изменения экосистемы стал заметен, только спустя несколько лет. Под угрозой вымирания оказались некоторые виды рыб, а также растения и животные, обитающие на ранее затопленных участках.

Новый мост О’Каллагана

Через дамбу Гувера до 2010 года проходило шоссе, связывающее штат Аризона с границей Мексики. Прилегающая к плотине часть дороги, не соответствовала требованиям магистрали и количеству пропускаемых транспортных средств.

Строительство моста О’Каллагана (Alan Stark / flickr.com)

Также извилистая опасная двухполосная дорога имела несколько сложных крутых поворотов и узких мест с низким уровнем обзора.

Теракт в 2001 году в Нью-Йорке оставил свой отпечаток на пропускной системе автотранспорта. Во избежание повторных террористических актов был организован более тщательный досмотр автомобилей, что замедлило проходимость транспортных средств и увеличило пробки на въезде.

Но открытый 6 лет назад мост О’Каллагана, неподалёку от дамбы Гувера, значительно снизил поток машин, проезжающих через плотину.

Дамба Гувера: зачем построили

Решение о строительстве плотины на реке Колорадо было принято по нескольким причинам:

  • ежегодно река выходила из берегов, затопляя фермерские угодья, особенно расположенные ниже по ее течению;

  • создание нового водохранилища должно было статьи источником питьевой воды для прилегающих районов штата Калифорнии и способствовать развитию земледелия.

Препятствием к возведению плотины служили некоторые разногласия чиновников и руководителей соседних районов, которые требовали равномерного распределения водных ресурсов между потребителями. Вследствие чего был создан комитет из представителей администрации штатов и правительства страны.

В результате в 1928 г. был подписан многосторонний договор, названный Конвенцией реки Колорадо, который с юридической точки зрения четко закрепил права заинтересованных сторон по распределению водных запасов. Первые бюджетные инвестиции удалось получить только через 2 года при президенте Гувере.

Современное значение и экология

Гидроэлектростанция дамбы Гувера снабжает электричеством ближайшие города штатов Невада, Колорадо и Аризона, в том числе города Лас-Вегас и Лос-Анджелес.

Строительство плотины и создание водохранилища имело большое значение для водного режима реки Колорадо. Искусственное гидротехническое сооружение позволило избавиться от наводнений и разливов. Однако это негативно повлияло на экосистему дельты, здесь образовался соленый лиман. К тому же после прекращения подтоплений сократилась популяция некоторых видов животных, рыб и растений. Максимальный уровень воды в водохранилище был достигнут в 1983 г. вследствие большого количества осадков из-за урагана Эль-Ниньо.

После установки автоматизированной системы управления гидротехническим оборудованием, по мнению специалистов, ГЭС способна работать самостоятельно в течение 2-х лет даже без обслуживающего персонала. Единственной проблемой остаются водоросли, которые поселяются на трубах и добавляют забот сотрудникам станции.

Интересные факты

Поднявшись на дамбу, экскурсоводы в первую очередь обращают внимание туристов на часы, украшающие водонапорные башни. На одних – часовой пояс Аризоны, на других – Невады

Во время укрепления стен каньона, тяжелые каменные валуны часто скатывались вниз. Рабочим требовалась защита, впервые при строительстве, они стали применять металлические каски.

Плотина Гувера – единственная крупная дамба США, построенная не рабами, а простыми рабочими. В пределах Боулдер-Сити, на время сооружения плотины, был принят необычный закон, запрещающий проституцию, игорный бизнес и продажу алкогольных напитков. Интересно, что на территории города по сей, день нет ни одного игорного заведения. Хотя рядом находится сверкающий огнями многочисленных казино – Лас-Вегас.

Водохранилище Гувера можно увидеть в следующих фильмах – документальной ленте «Жизнь после людей», фильмах «Университет солдат» и «Трансформеры», в мультсериале «Бивис и Баттхед».

Ежегодно турбины дамбы вырабатывают до 2-х тысяч мегаватт электроэнергии.

Название плотины[править | править код]

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присовения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 утвердил официальное название «плотина Гувера».

В Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту. Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

Плотина Гувера ночью

Процесс возведения Плотины Гувера

По плану строительство должно было начаться в 1931 году и завершиться в 1938 году. Однако масштабный проект был сдан уже в 1936 году на 2 года раньше.

В те времена такое сооружение бросало вызов самым передовым технологиям. Условия окружающей среды, когда температура воздуха нередко достигала 50oС, необходимость изменения русла реки Колорадо на время строительства и масса других неудобств ставили перед инженерами и проектировщиками серьезные задачи.

Так, например, нельзя было просто залить бетон в большую опалубку, так как при окружающей температуре вся конструкция застывала бы порядка 125 лет! К тому же процесс «схватывания» и «застывания» бетона в таком большом объеме неминуемо привел бы к его растрескиванию и разрушению.

Естественно ни срок застывания бетона, ни его качество на выходе разработчиков не устраивало. Было принято уникальное инженерное решение – собрать всю гигантскую железобетонную конструкцию из отдельных блоков.

Такое решение, кстати, мы с вами уже знаем по сооружениям в древнем городе Саксайуаман в Перу. Но, если в Саксайуамане технология подгонки огромных блоков науке до сих пор неизвестна, то в плотине Гувера она не является секретом.

Грубо говоря, вся дамба собрана практически как детский конструктор Лего.

Все блоки были одинаковой высоты, около полутора метров. А вот остальные размеры менялись в зависимости от того, где располагался блок. Максимальный размер блока составлял 18 м2 (в нижней части плотины), а минимальный 7,6 м2 (в верхней части). Внутри этих блоков были проложены стальные трубы диаметром в 1 дюйм (примерно 2,5 см), по которым циркулировала ледяная вода. Это позволило создать условия для правильного застывания бетона.

В итоге получался очень качественный бетонный блок, армированный трубами, которыми также блоки соединялись между собой. Кстати, общая длина таких труб составила 937 км! После того как блок застывал, трубы заполнялись бетоном, и отливался следующий блок. Таким образом создавалась единая монолитная структура. В 1995 году были проведены исследования, доказавшие, что бетон Плотины Гувера все еще набирал прочность. А такой показатель как прочность на сжатие вообще выходит за пределы стандартного диапазона для широко распространенного бетона.

Как вы понимаете, для строительства такого грандиозного проекта потребовались значительные людские ресурсы. Причем вначале для их проживания практически ничего не было предусмотрено. Рабочие жили на территории временных лагерей и в довольно сложных условиях. В итоге 8 августа 1931 года строители устроили забастовку, которая была силой подавлена. Лишь к весне 1932 года было отстроено жилье для рабочих в городке Боулдер-сити, и волнения прекратились.

На протяжении всего строительства в городке были запрещены азартные игры и продажа алкоголя.
Боулдер-сити является единственным городом в Неваде, где все еще под запретом игорный бизнес.

Чтобы изменить русло реки и отвести воду от места работ, в горах были пробурены 4 тоннеля (по два с каждой стороны реки) диаметром чуть больше 17 метров каждый и общей длиной около пяти километров. Стены тоннелей были залиты бетоном толщиной в 90 см. Поэтому эффективный диаметр сократился до 15 метров. В конце строительства дамбы эти тоннели не были завалены. То есть они до сих пор действующие, что в свою очередь придает дамбе стабильность и снижает нагрузку.

Энергия воды нашла свое применение на гидроэлектростанции.
26 октября 1936 года электростанция дала первое электричество. На сегодняшний день суммарная мощность 17-и генераторов составляет 2080 МВт.

Если открыть все водосбросы плотины, то энергия падающей воды составит около 25 000 000 лошадиных сил.

Плотина Гувера — чудо инженерной мысли

Возведение плотины Гувера закончилось в 1936 году, на два года раньше, чем планировалось. Она была названа в честь экс-президента США — Герберта Гувера. В своё время, то есть в середине 30-х годов прошлого столетия, Гувер Дам являла собой чудо инженерной мысли. В ходе её сооружения было применено множество технических новшеств: для отвода речных потоков от стройплощадки в стенах Чёрного каньона вырубили четыре канала, а сама плотина строилась не в виде сплошного монолита, а как ряд взаимосвязанных трапециевидных блоков — благодаря меньшей площади поверхности бетонная смесь быстрее охлаждалась и затвердевала. Учёные подсчитали, что если бы дамба строилась цельной, то полное застывание бетона завершилось бы через 125 лет.

Интересные факты

Возведение дамбы проходило практически одновременно со строительством ДнепроГЭСа в Советском Союзе: с 1932 по 1939 гг. В нем даже принимал участие один и тот же американский инженер С. Дж. Томпсон из компании «Дженерал Электрик», который на стройке плотины Гувера отвечал за монтаж генераторов и турбин.

В 1935 г. дамбу посетили знаменитые советские писатели Ильф и Петров, путешествующие по США, которые с восхищением описывали «инженерное чудо», которое позволило перекрыть железобетонной стеной бурную горную реку, текущую между красно-черных скал в гигантском ущелье.

Еще несколько интересных фактов:

  • На период строительства в Боулдер-Сити были запрещены проституция, употребления алкоголя и все азартные игры. Причем первые 2 запрета были сняты через 40 лет после завершения стройки, а последний остался. Поэтому территория городка остается единственным местом в Неваде, где действует табу на игры.

  • Как одна из популярных достопримечательностей Hoover Dam часто используют в съемках кинофильмов, сериалов и компьютерных игр. Так, в фильме «Супермен» даже показан прорыв дамбы Гувера после землетрясения, чего, конечно, в действительности не случалось.

  • Тем, кто интересуется законами физики, рекомендуется поставить эксперимент и попробовать вылить воду из бутылки, стоя на вершине дамбы. Вопреки законам гравитации, она не будет течь вниз, а улетит вверх. Явление это связано с оригинальной конструкцией плотины, в которой восходящие потоки воздуха выталкивают любые объекты наверх.

  • Изображение дамбы и моста украшает купюру в 1 доллар США.

ГЭС Цзиньпин-1

Первое место по высоте из всех существующих в настоящий момент плотин закреплено за ГЭС Цзиньпин-1, находящейся в Китайской Народной Республике. Дамба высотой в 305 метров даже занесена в сборник мировых рекордов. Китайцам удалось построить плотину высотой с Эйфелеву башню. Для строительства этого гигантского сооружения протяженностью 569 метров ушло практически 5 миллионов кубических метров бетона.

ГЭС Цзиньпин-1

Расположена плотина в провинции с достаточно обширными территориями Сычуань, недалеко от устья реки под названием Ялунцзян. Название плотины и гидроэлектростанции произошло от названия изгиба реки. На Ялунцзян, протекающей в глубоком ущелье, планируется строительство целого каскада ГЭС.

Строительство плотины и самой ГЭС началось в 2005 году, а в использование их ввели в 2012 году. Проект ГЭС появился еще в 60 годах ХХ века, но воплощать в жизнь его начали более чем через 40 лет. Строительство началось только после того, как 7500 жителей были переселены в другие районы.

Плотина высотой 305 метров

Проект гидроэлектростанции подразумевал строительство 6 энергоблоков, вырабатывающих каждый год около 16,6 миллиардов кВт/ч электрической энергии. В действительности функционирует только 2 энергоблока, мощностью по 600 000 кВт/ч.

Такая высота плотины обусловлена потребностью в электрической энергии, кроме того, 300-метровая дамба предназначена для защиты низовья реки от возможных наводнений и предотвращения эрозии почвы. В месте, где построена плотина, периодически случаются землетрясения, так что дамба сейсмоустойчива.

Трагедии на плотине Гувера

К сожалению, на всем протяжении геодезических, исследовательских и строительных работ, нередко встречались смертельные случаи. Всего по официальным данным за время работ погибло 112 человек.

Печальную статистику 20 декабря 1922 года открыл геодезист Джей Джи Тирни (в оригинале JG Tierney). Он утонул во время поиска места для строительства дамбы в Черном каньоне, где протекала река Колорадо.

Затем были несчастные случаи и несколько самоубийств. Но есть и еще нечто интересное. Официально последняя смерть, зарегистрированная при строительстве, датирована 20 декабря 1935 годом, то есть ровно через 13 лет после первой трагедии. Но и это не всё. Последнего погибшего звали Патрик Тирни. Он был сыном того самого геодезиста, отрывшего смертельный счет.

В честь всех погибших при строительстве людей на дамбе есть мемориал, надпись на котором гласит «Они погибли, чтобы цвели пустыни».

Несмотря на трагедии и трудности, связанные с возведением плотины, объект был сдан раньше срока и с соблюдением всех технических регламентов.

Примечательно, что с 1933 и вплоть до 1947 года дамбу называли «Плотина Боулдер», так как изначально её планировали построить в каньоне Боулдер. Название сохранилось даже тогда, когда плотину начали строить уже в Черном каньоне.

Во время церемонии торжественного открытия строительства было предложено дать проекту имя «Плотина Гувера» в честь действующего на тот момент президента. В США действительно есть традиция называть крупную дамбу именем президента, действующим во время её строительства. И в феврале 1931 года Конгресс официально утвердил это название.

На этом приключения с названием не прекратились. В 1932 году президентом был избран Франклин Рузвельт. Его администрация решила переименовать дамбу обратно в Плотину Боулдер. И хотя официальное решение не было принято, имя Гувера исчезло из всех документов, как официальных, так и из туристических буклетов.

В 1947 году, спустя 2 года после смерти Рузвельта, в Сенат внесли законопроект о возвращении дамбе имени Герберта Гувера. Его одобрил Сенат и подписал президент. И теперь всему миру эту достопримечательность США известна как «Плотина Гувера».

Верхняя часть дамбы является мостом, соединяющим берега реки Колорадо. После трагедии 11 сентября 2001 года проезд через дамбу был ограничен, а в 2010 году на расстоянии в полкилометра от плотины был возведен дублирующий мост, что существенно снизило нагрузку на дамбу и повысило её безопасность.
Такое колоссальное сооружение неизменно привлекает туристов, поэтому здесь можно пройти экскурсию и узнать массу интересного.

Подготовка проекта и инвестиционных ресурсов

Дамба Гувера, согласно проекту её строительства, нуждалась в значительном вливании денежных средств, источником которых был государственный бюджет. Но одобрение властей США на возведение такой масштабной гидротехнической конструкции было получено лишь спустя некоторое время.

Несмотря на решение, подписанное Кулиджем в 1928 году, первые инвестиции были получены лишь через два года. Именно тогда, пост главы государства занимал Гувер. Первоначально строительные работы по созданию плотины Гувера планировалось проводить в каньоне Боулдер, вследствие чего в дальнейшем строительный проект именовали Боулдер Каньон Проджект, несмотря на то, что плотина Гувера была возведена в Чёрном Каньоне.

Строительные работы

Черный каньон, в котором должна была быть возведена дамба Гувера, был достаточно узок и играл разграничивающую роль между Невадой и Аризоной. Отвести воду в противоположную сторону от точки строительства планировали с помощью 4 тоннелей, общая длина которых почти 5 км.

Плотина Гувера, Аризона / Невада, США (Ron Reiring / flickr.com)

Плотина Гувера имеет бетонное основание, которое было залито в 1933 году. Для этой цели специально вскрыли ближайшие нерудные месторождения и построили заводы по изготовлению бетона.

Сталкиваясь в процессе сооружения такой гигантской плотины с проблемами охлаждения бетонной смеси, строителям пришлось внести коррективы в первоначальный план, и далее дамба Гувера возводилась из множества отдельных трапециевидных колонн, связанных между собой. Такая методология возведения позволила значительно ускорить процесс застывания бетона.

Котлован для гидроэлектростанции предполагалось вырыть одновременно с основным котлованом водохранилища. Все земляные работы завершились к 1933 году.

Электрогенераторы дамбы Гувера (Joseph Francis / flickr.com)

Спустя три года были установлены первые электрогенераторы и впервые получен электрический ток. На сегодняшний день плотина Гувера размещает 17 электрических генераторов, которые достигают мощности до 2074 МВт.

Они поддерживают баланс потребления электроэнергии, необходимой для нужд населения и производства на западе США. 25 лет назад система управления электроэнергией на дамбе Гувера была модернизирована и оборудована современными компьютерами.

Интересные факты

Архитектурный облик дамбы

Внешняя часть плотины Гувера должна была выглядеть как обыкновенная стена, украшенная неоготической балюстрадой. К вопросу архитектуры здания гидроэлектростанции создатели вообще не собирались относиться серьёзно, так как первоочередной задачей было как можно быстрее завершить строительство. При этом такое решение вызвало целую волну критикующих обсуждений, и в конце концов, было принято решение проработать архитектурный вид плотины Гувера.

Приглашённый архитектор из Лос-Анджелеса Гордон Кауфман добился кардинальных перемен, утвердив новый проект, относящийся к стилистике арт-деко. Кроме башен на верхней части дамбы, его идеей стало размещение часов на водосбросных вышках.

Законное название — «Плотина Гувера»

Плотина Гувера не всегда имела своё законное название. Дело в том, что кроме первоначального «плотина Боулдер», связанного с местом возведения дамбы, были и другие факторы, препятствовавшие легендарному сооружению носить заслуженное имя.

Спустя некоторое время, после того, как официально дамба получила наименование в честь президента Герберта Гувера, он проиграл выборы, уступив президентское место Франклину Рузвельту. В конгрессе США снова предложили вернуть названию изначальную версию. И только после смерти президента Рузвельта, проект о возвращении конструкции имени Гувера был подписан следующим американским главой.

Плотина Гувера в медиа[править | править код]

Файл:Hoover Dam GTASA.JPG Вид на Плотину Гувера из игры Grand Theft Auto: San Andreas. В верхнем правом углу скриншота есть наклонная мачта ЛЭП

  • Строительству плотины была посвящена одна из серий телесериала «Семь чудес индустриального мира», выпущенного компанией BBC в 2003 году.
  • Воображаемая катастрофа на Гуверовской плотине стала сюжетом для одной из серий минисериала «10.5: Apocalypse», выпущенного в 2006 году компаниями NBC и USA Network. Согласно сценарию, грунтовые воды якобы привели к переполнению водохранилища, что повлекло за собой перелив воды через плотину и её разрушение.
  • Плотина Гувера представлена в качестве одного из чудес света в стратегической компьютерной игре Civilization и сохранялась в её последующих версиях вплоть до Civilization IV, в которой она была заменена на ГЭС «Три ущелья» («Санься»).
  • Плотина Гувера представлена также в игре Grand Theft Auto: San Andreas близ города Las Venturas. А одно из заданий в игре посвящено проникновению в машинный зал плотины и отключению города от электричества.
  • Плотина Гувера фигурирует в фантастическом художественном фильме «Трансформеры» (2007 год) Майкла Бэя.
  • Плотина Гувера представлена в игре Fallout: New Vegas как «Дамба Гувера» близ города New Vegas. Ряд квестов и развязка игры происходят как раз на дамбе.

Воплощение идей инженерии

Горький опыт прошлой неудачи больно отразился на американцах. Строение плотины Гувера обязано было воплотить всю мощь человеческой мысли в суперпрочной конструкции сроком службы на века. Для этого инженеры предложили создать сложную форму дамбы способную выдержать огромное давление воды.

Силу давления на основание дамбы возможно сравнить с 25-тонным весом, направленным на обычного человека.

Арочно-гравитационная конструкция плотины уникальна тем, что ее нижнее основание шириной в 200 м надежно сдерживает мощь реки. А верхняя часть сужается в виде арки до размера шоссейной дороги (приблизительно 15 м).

На самой вершине открывается замечательный вид на озеро Мид. Это самое большое искусственное озеро в США с вместительностью воды в 35 млрд кубометров. Водохранилище занимает площадь в 640 км2. Получить такое количество воды возможно за два года обычного течения реки Колорадо.

Для местных жителей и туристов озеро Мид превратилось в дополнительное развлечение. Здесь можно не только купаться, но и кататься на аттракционах или ловить рыбу.

Экономическим шагом стало сооружение гидроэлектростанции на плотине Гувера. Здание ГЭС мало чем отличается от «гуверского» стиля. Разве что четыре башенки насосных станций аккуратно вырастают из дамбы.

Вершины двух из них задекорированы часами. На одних отображается тихоокеанское время (со стороны штата Невада), а на других — горное (со стороны Аризоны).

По настоящее время Бюро мелиорации и государство постоянно проводят модернизацию оборудования станции.

Вид на насосы дамбы Гувера

Производительность гидроэлектростанции плотины сравнима с выработкой энергии двумя атомными станциями.

Транспортное значение[править | править код]

По плотине проходит шоссе № 93 (Route 93), лежащее в меридиональном направлении и связывающее штат Аризона с канадской границей. Часть шоссе, прилегающая к плотине, не соответствует значению магистрали и объёму пропускаемого трафика. Дорога имеет всего по одной полосе в каждом направлении, серпантин, спускающийся к плотине, включает несколько крутых и узких поворотов, а также мест с плохим обзором; дорога подвержена оползням. Ситуация должна измениться с ожидаемым в 2008 вводом в строй автомобильного моста через Чёрный каньон (Hoover Dam Bypass), который свяжет верхние части каньона в 500 м ниже по течению чем Плотина Гувера.

Вид на дамбу; видны башни водоспуска и наклонные мачты линий ЛЭП

После террористической атаки 11 сентября 2001 движение автотранспорта через плотину было ограничено. Ряд типов машин с целью исключения провоза взрывчатки подвергаются перед проездом обязательному досмотру, другие осматриваются периодически; для автопоездов (фур) проезд и вовсе запрещён (они направляются в объезд через мост в городе Лафлин, штат Невада). Принятие таких мер подтолкнуло реализацию проекта строительства моста через каньон.

Подписание договора – Конвенции реки Колорадо

Достаточно долгий срок главной преградой для возведения дамбы служили разногласия между руководителями соседних административных делений. Большинство из них настаивали, что ресурсы Колорадо должны распределяться равномерно между всеми вероятными потребителями.

Этот факт поспособствовал созданию специального комитета, в состав которого входили представители всех заинтересованных в разбирательстве, в числе главных лиц Соседних Штатов и американского правительства. Все они опасались намерений власти Калифорнии, претендующей на получение права на распоряжение основным объемом водных запасов.

Результатом деятельности вышеуказанной комиссии стало подписание многостороннего договора – Конвенции реки Колорадо, которая юридически закрепляла механизм распределения речного резерва между заинтересованными сторонами.

Предыстория строительства[править | править код]

До возведения плотины река Колорадо нередко показывала свой бурный нрав, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины планировали, что её возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Помимо этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии.

В то же время, одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

Герберт Гувер

В итоге в 1922 была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного — от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисса Гувера», открыло путь к осуществления строительства плотины.

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета. Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома. Лишь 21 декабря 1928 президент Калвин Кулидж подписал билль, одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле , когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. boulder — валун, глыба). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лучшие места отдыха
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector