Отключение подачи теплоносителя
Перед раскручиванием труб необходимо полностью слить воду
Перед тем как открутить батарею, отключают систему и сливают воду. В индивидуальном отоплении, чтобы снять батарею, опорожняют контур от печки.
- В квартирах новой постройки есть отдельный контур. Вода перекрывается краном, врезанным на пути от стояка до радиатора.
- В старом жилом секторе вода отключается в общем стояке, а вентиль находится в подвале.
- Последние установки проходят с врезкой байпаса на батарее. Открывается указанный вентиль, перекрывается кран подачи теплоносителя, через 5-7 минут отключается клапан на выходе.
Верхнее подключение
Верхнее подключение
В этом варианте разводки запорный вентиль располагается на чердаке. Он перекрывается, но заглушка остается на месте. В подвале отключается общий стояк и раздача обратки. На чердаке заглушка поворачивается на пару оборотов и нужно подождать, пока снизится давление воды, стекающей по нарезке. Уменьшение напора говорит об исправности запорных устройств.
Заглушка откручивается полностью. Зависший теплоноситель сольется после вскрытия подводящей трубы к батарее.
Нижнее подключение
Нижнее подключение
Перекрывается стояк, на котором меняется радиатор, и два соседних. На смежных вертикальных трубах перекрываются вентили, чтобы обнаружить парный стояк. Затем откручивается заглушка на своем и поочередно запускаются краны на соседних. Открытие запорного устройства на парном стояке приведет к сбросу теплоносителя. Этот кран закрывается, запускается второй.
Седельное или нижнее подсоединение выполняется при двухтрубной системе, на выход и вход труб монтируется клапан для отключения. Перекрывается вентиль, отсоединяются патрубки, трубы смещаются в стороны или вниз, радиатор снимается с кронштейнов.
На американках
Подключение с использованием крана-американки
Гайки имеют правую резьбу и свинчиваются при помощи трубного или рожкового ключа. Снять батарею отопления в квартире на американках можно за небольшой промежуток времени. Подводящие трубы отделяются от пробки радиатора на 3-5 мм, затем батарея снимается с крюков. Иногда требуется усилие, чтобы распрямить подводки из стали в случае диагонального подключения.
Американка для труб из полипропилена характеризуется наличием прижимной гайки, в отличие от остальных фитингов. Для отсоединения отопительного оборудования она выкручивается, пока не станет свободным ответный участок. Затем из батареи вынимается часть патрубка.
Батареи на сгонах
При сварном соединении для снятия радиатора используют болгарку
Если подключение с одной стороны, проходные пробки имеют правую нарезку резьбы. Диагональное подсоединение характеризуется тем, что одна из втулок будет иметь левую. На противоположное движение указывает буква Л на поверхности пробки, находящейся на той же стороне.
Применяется трубный ключ для вращения чугунной пробки. Иногда требуется подогрев коллектора правой секции, что приведет легкому отвинчиванию. Сгон одновременно завинчивается в радиатор при откручивании левой втулки. Если на подводке есть резьба, конверторная пробка не вынимается, а сгон демонтируется из муфты. Он задвинется в пробочное отверстие, а после снятия батареи выйдет из гнезда без усилий.
Батарея на сварке
Сварное соединение относится к неразборным видам, поэтому места подводок перерезаются болгаркой или ножовкой. Для электроинструмента используется круг для работы по металлу. Рез направляется под прямым углом к продольной оси. Новая резьба выполняется для подсоединения батареи из чугуна или биметалла, может потребоваться удлинение подводного и отводящего участка с помощью сварки.
Как временно снять радиатор отопления
Эта статья о том, как временно убрать радиатор отопления. чтобы заменить его или покрасить стену за ним. Снять радиатор совсем не сложно, как может показаться на первый взгляд, об этом мы расскажем в статье. Прежде всего Вы должны понять последствия неудавшейся попытки удалить радиатор: если Вы не знаете как удалить радиатор правильно, в последствии может появиться течь и Вы испортите настил на полу
Однако, если Вы обратите внимание на наши подсказки, то Вы исключите все проблемы разом, во время процесса удаления радиатора
Прежде всего мы должны показать Вам главные элементы радиатора: справа вверху — регулировочный вентиль, внизу слева — запорный вентиль (для регулировки подачи воды), слева верх — кран Маевского для спуска воздуха из радиатора отопления.
С помощью регулировочного вентиля вы сможете отрегулировать проток входящей воды в радиатор, открывая или закрывая вентиль, вы будете регулировать температуру его нагрева прибавляя и убавляя ее соответственно. С помощью запорного вентиля вы сможете отрегулировать с какой интенсивностью будет выходить вода. Чаще всего такой вентиль используют для балансировки всех радиаторов и устанавливается он на каждый.
Первым делом перекройте вентиля. Регулировочный перекрывается руками, а запорный с помощью шестигранного ключа.
СОВЕТ: Когда будете закрывать запорный вентиль запомните сколько оборотов вы сделали, чтобы потом открыть на столько же.
Теперь нужно отсоединить радиатор от вентилей. Для этого вам понадобится гаечный или газовый ключ. Устройство крана состоит из американки (съемная муфта). Открутите гайку американки для отделения радиатора от вентиля.
СОВЕТ: Для того чтобы не попортить настил на полу, подложите под радиатор ненужные тряпки.
Откручиваем запорный вентиль…
Регулировочный вентиль откручиваем так же… Для надежности используйте второй ключ, чтобы держать штуцер американки, откручивая гайку.
Последний шаг снимаем радиатор с кронштейнов. Лучший совет, который мы можем дать Вам, состоит в том, чтобы вы снимали радиатор с кем либо, так как радиатор с водой очень тяжелый.Такая операция требует хотя бы двух человек.
СОВЕТ. если Вы будете красить стену за радиатором, запечатайте вентили в пакеты или бумагу.
Во время процесса покраски или клейки стены, уложите радиатор так чтобы он не поцарапался. Когда вы закончите покраску, повесьте купленный новый радиатор или старый на кронштейны.
Когда радиатор висит на месте, соедините вентиль и радиатор в с помощью стягивающей американки. Закручивая запорный вентиль, вспомните количество витков которое вам пришлось прокрутить, чтобы перекрыть его и откройте ровно на столько же.
Откройте регулировочный вентиль для подачи теплоносителя, при этом вам нужно открыть кран Маевского, чтобы через него выходил воздух и радиатор наполнялся водой. После того как из крана Маевского закапает вода, перекройте его, это будет означать, что радиатор заполнился теплоносителем.
Спасибо за чтение нашей статьи о том, как временно снять радиатор отопления. и другие наши статьи. Не забывайте Любите наши проекты и делитесь ними с Вашими друзьями, используя социальные виджеты.
Порядок проведения работ
Чтобы правильно провести замену радиаторов отопления в квартире, необходимо:
- Согласовать переделку со службой эксплуатации.
- Приобрести необходимые материалы.
- Выполнить предварительную сборку узлов.
- Подготовить инструменты.
- Договориться с бригадой (если не планируется выполнять работы самостоятельно).
- Оформить переделку в ЖЭКе, определиться с датой проведения работ.
- Демонтировать старые радиаторы.
- Установить кронштейны.
- Навесить новые батареи.
- Провести подключение к трубам отопления.
- Проверить работу системы.
Во время предварительной сборки узлов устанавливаются все необходимые элементы: заглушки, прокладки, краны Маевского и т.п. Кроме того, можно заранее провести разметку в тех местах, где будут отрезаны трубы. При этом следует использовать отвес и уровень, чтобы новый радиатор стал ровно.
Если подводящие трубы также требуют замены, необходимо подготовить и эти элементы: отрезать куски подходящей длины, присоединить тройники и т.п. Все это делается для того, чтобы быстрее выполнить монтаж после спуска воды из системы отопления. Такая мера будет более чем актуальна, если необходимость поменять старые батареи возникла во время отопительного сезона.
Для замены металлических труб используют сварку. На краях конструкций нужно будет нарезать резьбу, чтобы надежно соединить их с радиатором
Порядок демонтажа старых батарей зависит от того, нужно ли заменять и трубы. Если подводящие коммуникации требуется сохранить, придется аккуратно отвинтить старую батарею
При этом важно сохранить сгон – достаточно длинную резьбу на краю трубы. Радиатор фиксируется с помощью гайки и муфты, которые придется отвинтить
Процедура может оказаться довольно сложной. Если детали не двигаются с места, можно попытаться ослабить соединение с помощью антикоррозийных составов. В самом крайнем случае радиатор просто срезают болгаркой. Должно остаться хотя бы 10 мм резьбы. С нее следует удалить заусенцы.
Если решено оставить старые стальные трубы, то демонтаж радиатора нужно проводить аккуратно, чтобы осталась неповрежденной резьба на сгонах
Если сохранить сгон не удалось, придется наращивать трубы, а также нарезать новую резьбу. Снятые контргайки в дальнейшем можно будет использовать повторно при монтаже нового радиатора. Демонтировать радиатор гораздо проще, если трубы тоже будут заменять. В этом случае их просто срезают в подходящем месте. Обычно это место, где система поворачивает к соседям вверху и внизу.
Теперь нужно установить кронштейны, а затем навесить на них новый радиатор. На этом этапе иногда приходится корректировать длину подводящей трубы. Остается восстановить резьбовое соединение
Очень важно правильно выполнить уплотнение. Для этого обычно используют лен или сантехническую нить
Некоторые мастера не рекомендуют использовать на таких соединениях ФУМ-ленту. Уплотнитель наматывают по часовой стрелке таким образом, чтобы он образовал конус, растущий от края резьбы. Затем навинчивают соединительную гайку. Если часть уплотнителя осталась снаружи, это нормально. Но его слой не должен быть слишком толстым.
При таких работах образуется много мусора. Их лучше всего производить во время капительного ремонта, после того, как установлены окна
Чтобы добиться максимальной герметичности, иногда уплотнитель пропитывают краской, после чего навинчивают контргайку. Затем выступающий утеплитель также пропитывают краской. Водоэмульсионный состав для этих целей не подойдет. После высыхания краски развинтить соединение очень сложно.
По окончании подключения с радиатора снимают защитную пленку. Нужно также проверить положение воздухоотводчика. Его отверстие должно быть направлено вверх. Чтобы проверить качество работы, нужно попросить сантехников, чтобы они закачали воду в отопительный контур под давлением.
Пленку, в которую упакован новый радиатор, лучше снимать уже после того, как он установлен, чтобы случайно не повредить покрытие
Это позволит выявить и сразу устранить протечки. Во время эксплуатации не помешает понаблюдать за радиатором первое время, а также проверять состояние соединений, чтобы убедиться, что они не протекают.
Техника выполнения работы по соединению секций радиатора
Наращивание батарей отопления – полезный навык для домашнего мастера. Зная, как стыковать секции, не составит труда обеспечить собственный микроклимат в каждой комнате. Перед тем как соединить два радиатора, делают расчет мощности. Формула проста – на 10 м2 требуется 1 кВт тепловой мощности. Производительность секции указана в техпаспорте. Эти данные пригодятся для расчетов. После нужно купить необходимое количество элементов, найти инструменты и собрать нагревательный прибор.
Инструменты и комплектующие для работы
Для сборки радиатора отопления своими руками пригодятся:
- ключ гаечный или разводной;
- радиаторный ключ;
- заглушки с правой и левой резьбой – по 1 шт.;
- ниппели;
- прокладки паронитовые;
- межсекционные прокладки из прочного, гибкого материала;
- секции батареи;
- наждачная бумага фракции №120.
Для защиты пригодятся нитяные перчатки. Батареи удобнее устанавливать вдвоем, помощник не помешает.
Поэтапный процесс наращивания батареи
Сборка радиатора отопления своими руками выполняется в любое время. Если отопительный сезон уже начался, сеть надо перекрыть, слить теплоноситель из контура и демонтировать отопительный прибор.
Как подсоединить батарею:
- Демонтированный радиатор уложить на горизонтальную плоскость. Чтобы не поцарапать покрытие батареи и стола (пола), настелить ткань. Снять все дополнительные элементы – краны, термодатчики. Для промывки батарею унести в ванну, открыть заглушки и промыть струей воды.
Проверить целостность резьбовых соединений, торцов отопительного прибора. Если есть наросты отложений, стыки обработать наждаком. Снова уложить батарею на ровную горизонтальную поверхность. Участок выбирается ровный для обеспечения герметичности стыка. Малейшая кривизна положения приведет к неровности стыка. Для уплотнителей выбирают только паронитовые прокладки. Это прочный, гибкий материал, переносящий нагрев без потери качества. Проверить качество резьбы ниппелей
Ровная и равномерная нарезка без сколов – залог прочной стыковки. Сдвинуть секции, вложив между ними прокладки
Осторожно начать закручивать ниппель. Деталь имеет с одной стороны левую резьбу, с другой – правую
Это значит, что при вращении притягиваются обе секции
Работы удобнее выполнять со специальным радиаторным ключом. Инструмент может идти в комплекте с батареей, но также продается отдельно.
Это значит, что при вращении притягиваются обе секции. Работы удобнее выполнять со специальным радиаторным ключом. Инструмент может идти в комплекте с батареей, но также продается отдельно.
- Немного прихватить секции, проверить ровность стыков и затянуть до герметичности. Количество оборотов витков ниппеля на каждой секции должно быть равным.
Зная, как увеличить батарею отопления, несложно собрать систему с необходимыми показателями мощности. После наращивания секций радиатор проверяют на герметичность.
Для бытовой проверки потребуется:
- кусок трубы сечением в 15 мм;
- насос автомобильный с манометром;
- ниппель от покрышки.
Теперь ниппель припаять к трубе, а ее вставить в радиатор. Эта конструкция нужна для опрессовки воздухом. Установить на одно из входных отверстий радиатора заглушку. К ниппелю подключить автомобильный насос с манометром. Закачивать воздух с давлением в 1 бар. Если герметичность стыков нарушена, появится свист выходящего воздуха. Надо найти протечку, подтянуть ниппель или поменять прокладку. Провести опрессовку еще раз. При отсутствии протечек установить радиатор в сеть.
Опрессовка водой проводится в том же порядке. Вместо воздуха закачивается подкрашенная вода. Прибору дать постоять 5 часов, обследовать на протечки. Если есть негерметичный стык, вода просочиться. Подтянуть стыки, проверить еще раз, установить батарею в систему.
Наращенная батарея увеличивается по весу. Перед монтажом радиатора желательно упрочнить крепежи, вкрутить дополнительные кронштейны. Это убережет прибор от обрушения, ведь с теплоносителем батарея будет еще тяжелее. В сеть прибор встраивается в выбранном месте с учетом увеличения длины батареи.
Подготовка к разборке
На этом этапе нужно приготовить все необходимые инструменты и демонтировать батарею с места крепления. Для работы, в зависимости от вида и состояния радиатора, могут понадобиться такие инструменты:
- радиаторный (ниппельный) ключ;
- разводной ключ или набор гаечных ключей с разными размерами головок;
- автоген или болгарка;
- строительный фен;
- молоток, кувалда;
- зубило.
Инструменты для разборки батарей отопления
Ниппельный ключ представляет собой железный прут с головкой в виде лопатки на одном конце, и отверстием или загнутым «ухом» на другом. Приобретенный в магазине инструмент имеет засечки, расстояние между которыми равно ширине секций радиатора отопления. Они помогут найти месторасположения нужной ниппель-гайки.
Ниппельный ключ
После подготовки инструментов, необходимо обустроить место для разборки радиатора. Подойдет пол или прочный стол. Нужно учитывать то, что из батареи будет вытекать грязная вода, и не забыть подстелить под нее непромокаемую ткань.
Разборка и сборка алюминиевого радиатора своими руками
Площадку, на которой будет производиться реставрация радиатора, покрывается плотной тканью. Если это поверхность стола, тогда основная работа будет проходить не на весу. Подготовленное место предохранит мягкий алюминий от получения ненужных деформаций и царапин.
Важно
! Перед снятием накидных муфт под радиатор расстилается тряпка
, чтобы уберечь пол от грязной жидкости, которая может вытечь при демонтаже. Нужно иметь под рукой тряпку для впитывания остатков влаги, остающихся внутри секций
Отключение от сети отопления
Перед началом разборки радиатор отключают от отопительной сети отсечными вентилями. Если отсечных кранов у радиатора нет, то приглашают работника ЖКХ, чтобы он отключил стояка отопления для проведения ремонтных работ.
Во время отопительного сезона, после перекрытия радиатора, делают паузу. Поскольку вода в нём ещё горячая, некоторое время пережидают, пока жидкость остынет, а затем отсоединяют радиатор от труб отопления.
Теплоноситель, оставшийся в батарее, сливают в заранее подготовленное ведро и приступают к разъединению секций. Сразу после демонтажа внутреннюю поверхность батареи промывают проточной водой.
Как разобрать и собрать батарею
Алюминиевые секции, соединены ниппель-гайками. Внутренняя часть такого соединителя имеет выступы, за которые гайку захватывает ниппельный ключ и выкручивает её. Гайка похожа на муфту, только резьба у неё внешняя. На одной ниппель-гайке есть как правая, так и левая резьба. Они делаются парой для верхнего и нижнего соединения. При раскручивании ниппеля секции расходятся, при закручивании стягиваются друг с другом.
Предварительно скручиваются с торцов все заглушки и переходники. Доступ к соединителю должен быть открыт для ниппельного ключа со всех сторон.
Фото 1. Крепление секций алюминиевого радиатора друг к другу: ниппель-гайки раскручиваются при разъединении.
Для разборки батареи, лопатку инструмента через открытый торец радиатора помещают в пазы отворачиваемой верхней ниппель-гайки и с некоторым нажимом делают пробную прокрутку против часовой стрелки, чтобы сдвинуть соединение. Если ключ нормально проворачивает гайку, то его вставляют в пазы нижней ниппельной гайки и также, как в первом случае, пробуют повернуть на пару оборотов.
Важно
! При отворачивании соединителей следует соблюдать последовательность действий
, чтобы избежать перекоса. После разъединения вскрытая резьба тщательно обследуется на трещины и сколы
, на целостность резьбы. При необходимости стыки зачищаются мелкой наждачной шкуркой
При необходимости стыки зачищаются мелкой наждачной шкуркой
После разъединения вскрытая резьба тщательно обследуется на трещины и сколы, на целостность резьбы. При необходимости стыки зачищаются мелкой наждачной шкуркой.
Начиная сборку секций радиатора, на верхнюю и нижнюю ниппель-гайки надевают уплотнительные кольца из паронита, помещают между секциями. Секции слегка прижимаю друг к другу и попеременно их свинчивают. Проворачивание гаек, чтобы не получилось перекоса, ограничивается двумя оборотами ключа.
Если что-то пошло не так
За время эксплуатации стыки между секциями и стальные гайки прикипают друг к другу. Это происходит от качества теплоносителя, подающегося в отопительную систему. Иногда бесполезными оказываются даже значительные физические усилия.
Несмотря на то что с прикипанием нужно справиться, алюминий легко деформируется, поскольку он мягкий металл.
Нагревая строительным феном места соединений можно побороть прикипевшую ржавчину. Если же и это не помогло, слишком въедлив коррозийный нарост, тогда берётся за дело обрезная машинка.
Совет. Если ниппельная гайка не отворачивается под большим нажимом, то не нужно увеличивать прилагаемое усилие чрезмерным рычагом. В худшем случае сломается не только сама гайка, но и треснут обе секции, которые плотно сидят на этой гайке.
Болгаркой обрезается прохудившаяся секция, причём с обратной стороны и отступив от края соединения не меньше чем на половину длины муфты. Этим предохраняют рабочую секцию от разрушения и не разрезают соединительную гайку. Во время обрезки ржавчина отскакивает, и тем самым упрощается раскручивание уцелевшей секции.
Используемые материалы
Если стыки труб и радиаторов не совпадают, можно воспользоваться гофрированным шлангом
Применяются стальные оцинкованные трубы для изменения системы или удлинения подводок к отопительным аккумуляторам. Они стыкуются резьбовыми соединениями, сварка не используется. Температура плавления стали +1400°С, а цинка — +900°С. Цинк полностью испаряется на участке сварочного шва.
Требуются комплектующие:
- глухие и проходные радиаторные втулки;
- два запорных вентиля;
- парные контргайки при установке на сгоны, их размер соответствует диаметру подводок;
- кронштейны для фиксации конвектора на стене.
Нестандартные ситуации
Может случиться неприятная ситуация, когда при демонтаже чугунных батарей донышко пробки отламывается и резьба остаётся внутри.
Поступают следующим образом:
- коллектор прогревают;
- приставляют зубило к детали по направлению её выкручивания и пытаются с помощью молотка её провернуть;
- как только краешек резьбы будет высунут наружу, его выворачивают плоскогубцами.
Часто приходится снимать старые ржавые батареи, в которых резьбовое соединение изъедено коррозией или даже продырявлено.
В этой ситуации нужно сделать следующее:
- «вооружиться» муфтой из латуни или чугуна нужного диаметра;
- отрезать резьбу с подводки, но оставить первые пять витков;
- прогнать резьбу плашкой;
- подмотать резьбу сантехническим льном, пропитанным краской (на органическом растворителе), которая быстро сохнет;
- наворачивают подготовленную муфту;
- теперь подмотанная резьба вкручивается в муфту, и проблема решена.
Как разобрать чугунную батарею отопления – руководство по демонтажу и разборке радиаторов по секциям
В подавляющем большинстве отопительных систем на сегодняшний день используются батареи, которые в той или иной степени знакомы практически всем людям. Отопительные батареи могут изготавливаться из чугуна, стали и алюминия. Самыми популярными являются чугунные изделия – в арсенале их достоинств длительный срок службы (более 50 лет), хорошая теплоотдача и неплохая устойчивость к коррозии.
Чтобы достоинства чугунных батарей могли проявить себя, их необходимо регулярно красить, очищать, а порой – и ремонтировать. Разумеется, эти работы нельзя выполнить на установленных приборах при функционирующей системе отопления – радиаторы сначала нужно снять, а потом разобрать. О том, как разобрать чугунную батарею, и пойдет речь в этой статье.
Демонтаж радиаторов из чугуна
Для демонтажа чугунных отопительных радиаторов требуется следующий набор инструментов:
- Трубный ключ номер 3 (потребуется для откручивания контргайки и футорки);
- Труборез или болгарка;
- Ножовка по металлу;
- Зубило;
- Молоток и кувалда;
- Щетка.
Лучше всего демонтаж чугунных радиаторов (да и любых других отопительных приборов) выполнять в летнее время, когда отопительная система находится в отключенном состоянии. Перед тем, как разобрать чугунную батарею отопления по секциям, необходимо слить весь теплоноситель из отопительного контура.
Первым делом необходимо отвернуть контргайки, которые расположены на подводках к радиаторам. Далее отворачиваются футорки, и радиатор можно снимать. Если же возможность открутить контргайки отсутствует, то подводки попросту обрезаются, после чего радиатор без проблем снимается с опор.
Как разобрать чугунную батарею отопления по секциям
Перед тем, как разобрать чугунный радиатор отопления, необходимо заготовить набор инструментов:
- Ключ для разборки чугунных батарей (5/4 дюйма для старых приборов и дюймовый – для новых);
- Разводной ключ второго или третьего номера;
- Мел;
- Дюймовая труба длиной 50-100 см.
Также нужно найти удобную площадку, на которой можно будет разбирать радиатор. Хорошим вариантом будет прочный деревянный щит, положенный на ровную площадку. Батарея укладывается на этот щит горизонтально, и можно приступать к разборке.
Технология разборки радиатора выглядит следующим образом:
В первую очередь нужно понять, в какую сторону откручиваются глухие пробки, после чего их нужно отвернуть. Перед тем, как разобрать батарею отопления, необходимо отметить на ключе длину до выкручиваемого ниппеля. Чтобы сделать это, ключ кладется на батарею, и его край доводится до той точки, где находится втулка. На ключе при помощи мела по кругу делается отметка, до которой ключ вставляется в батарею.
Далее нужно разбираться, в какую сторону должен вращаться ключ для чугунных батарей – они могут иметь как левую, так и правую резьбу. Соответственно, при вращении в разные стороны секции батареи будут расходиться или сходиться. Направление вращения определяется при помощи футорки, которая вворачивается с той же стороны, куда впоследствии будет вставляться ключ.
При правой резьбе футорка вкручивается по часовой стрелке, поэтому направление вращения ключа при раскрутке будет противоположным. С левой резьбой ситуация меняется с точностью до наоборот.
Непосредственно раскрутка радиатора начинается с первой секции. Первым делом нужно сорвать резьбу поочередно на обоих ниппелях (как правило, достаточно всего лишь половины оборота ключа)
Далее батарея постепенно раскручивается с каждой стороны так, чтобы расстояние между секциями составляло около 0,5 см.
При раскрутке очень важно соблюдать указанный зазор между секциями – если раскрутить батарею с одной стороны сильнее, то есть немалая вероятность того, что резьба заклинит. В процессе раскручивания на ключ стоит надеть трубу, чтобы уменьшить требуемые усилия.
По такой технологии разбирается любой современный радиатор. Зачастую на таких отопительных приборах имеются заглушки с промаркированным направлением резьбы.
Заключение
Разобрать чугунный радиатор непросто, несмотря на вполне понятную технологию этого процесса. Тем не менее, иногда необходимость в разборке все же возникает, и знание о том, как ее выполнять, лишним не будет.
Причины завоздушивания
Чаще всего воздух в батареи накапливается в верхней ее части, особенно это проблема затрагивает жителей верхних этажей многоэтажных зданий. Происходит это по следующим причинам:
- Осуществление работ с отопительной системой на соседних этажах.
- На каком-либо участке в доме произошла утечка теплоносителя.
- Завоздушивание произошло в системе «теплый пол».
- Попадание воздуха в системе произошло во время пуска отопительного сезона.
Нужно заметить, что все вышеперечисленные причины не касаются системы отопления в частном доме. Явным признаком попадания воздушной «пробки» в батарею является резкое ее охлаждение или звуки напоминающие бульканье.
Нестандартные ситуации
Может случиться неприятная ситуация, когда при демонтаже чугунных батарей донышко пробки отламывается и резьба остаётся внутри.
Поступают следующим образом:
- коллектор прогревают;
- приставляют зубило к детали по направлению её выкручивания и пытаются с помощью молотка её провернуть;
- как только краешек резьбы будет высунут наружу, его выворачивают плоскогубцами.
Часто приходится снимать старые ржавые батареи, в которых резьбовое соединение изъедено коррозией или даже продырявлено.
В этой ситуации нужно сделать следующее:
- «вооружиться» муфтой из латуни или чугуна нужного диаметра;
- отрезать резьбу с подводки, но оставить первые пять витков;
- прогнать резьбу плашкой;
- подмотать резьбу сантехническим льном, пропитанным краской (на органическом растворителе), которая быстро сохнет;
- наворачивают подготовленную муфту;
- теперь подмотанная резьба вкручивается в муфту, и проблема решена.
Как повесить радиатор отопления на кронштейны
Прежде чем начать монтаж радиатора отопления, рекомендуется его подготовить: покрыть краской (если требуется), установить кран Маевского, терморегулятор и заглушку.
Для того чтобы установить радиатор, вам потребуются:
-
несколько кронштейнов (причем, чем длиннее радиатор, тем больше кронштейнов может понадобиться), и необходимое количество дюбелей для их крепления;
-
перфоратор и сверло, подходящее для работы с материалом стен (бетон, дерево и т. п.);
-
уровень (ватерпас), рулетка, метровая линейка.
Кронштейны должны быть изготовлены из того же материала, что и сами радиаторы (чугуна, стали или алюминия).
Радиаторы из чугуна самые тяжелые из всех отопительных приборов. Для них используют специальные кронштейны для чугунных радиаторов отопления, которые имеют достаточный запас прочности, чтобы выдержать такой большой вес. С помощью таких кронштейнов можно регулировать расстояние от стены до радиатора.
Кронштейн для биметаллических радиаторов также должен обладать достаточной прочностью. Такие радиаторы не очень тяжелые, но если используется большое количество секций, то они способны создавать значительную нагрузку на стену.
Алюминиевые радиаторы установить намного проще, потому что они имеют небольшой вес. Их монтаж производят с помощью кронштейнов для алюминиевых радиаторов отопления с закрепленной длиной.
При установке радиаторов надо руководствоваться такими правилами:
-
расстояние от пола до радиатора – 10–12 см;
-
высота под краем подоконника –8–10 см;
-
отступ от стены – 2–5 см.
Чтобы пузырьки воздуха не скапливались в радиаторе, его располагают под небольшим уклоном. Такие требования к установке предъявляются в тех случаях, когда подача теплоносителя происходит сверху.
Точки опоры и их количество определяется в зависимости от типа и размера батареи. Для крепления шестисекционного радиатора из чугуна хватит двух чугунных кронштейнов сверху и одного снизу. При увеличении числа секций потребуется большее количество кронштейнов (1 кронштейн на 3 секции).
Алюминиевые радиаторы отопления также крепятся на кронштейны, число которых зависит от количества секций. При установке радиаторов с числом секций менее 8, будет достаточно 3 кронштейнов. Если число секций более 8, то используют 4-5 кронштейнов.
Последовательность шагов при монтаже радиаторов:
-
Подготовка стены (покрытие штукатуркой и поклейка обоев).
-
Разметка мест крепления кронштейнов с учетом расстояния между секциями (чтобы крюки свободно проходили между секциями).
-
В размеченных местах сверлят отверстия, устанавливают в них дюбели и крепят кронштейны.
-
Проверяют расположение всех крюков кронштейнов (должны находиться на одной линии).
-
Навешивают радиаторы на кронштейны и создают небольшое усилие на него, чтобы удостовериться, что он надежно закреплен и не имеет люфта.
-
По уровню проверяют горизонтальное положение радиатора и при необходимости подкладывают проставки необходимой толщины со стороны перекоса.
-
Осуществляют подводку и присоединение труб, и герметично соединяют их с радиатором.
Читайте материал по теме: Виды радиаторов отопления
Напольное крепление радиаторов
При наличии больших окон в помещении приходится крепить радиаторы отопления к полу (ставить на ножки или на специальный постамент на полу). Чаще всего в таких случаях применяют более легкие и привлекательные алюминиевые радиаторы.
Процесс напольной установки радиаторов отопления происходит в том же порядке, что и в случае настенного крепления. Он содержит:
-
покупку подходящих кронштейнов для напольного крепления алюминиевых радиаторов отопления;
-
разметку на полу мест под каждый кронштейн;
-
сверление отверстий и монтаж креплений для отопительной батареи;
-
установку радиаторов и подсоединение к ним труб.
При выполнении стяжки пола в строящемся доме советуем заранее предусмотреть закладные элементы для крепления радиаторов отопления. Это наиболее актуально при устройстве наливных полов.
Выбирая кронштейны для радиаторов, в первую очередь ориентируйтесь на качество изделий. Покупайте расходные материалы только у надежных, проверенных поставщиков.
Нестандартные ситуации
Может случиться неприятная ситуация, когда при демонтаже чугунных батарей донышко пробки отламывается и резьба остаётся внутри.
Поступают следующим образом:
- коллектор прогревают;
- приставляют зубило к детали по направлению её выкручивания и пытаются с помощью молотка её провернуть;
- как только краешек резьбы будет высунут наружу, его выворачивают плоскогубцами.
Часто приходится снимать старые ржавые батареи, в которых резьбовое соединение изъедено коррозией или даже продырявлено.
В этой ситуации нужно сделать следующее:
- «вооружиться» муфтой из латуни или чугуна нужного диаметра;
- отрезать резьбу с подводки, но оставить первые пять витков;
- прогнать резьбу плашкой;
- подмотать резьбу сантехническим льном, пропитанным краской (на органическом растворителе), которая быстро сохнет;
- наворачивают подготовленную муфту;
- теперь подмотанная резьба вкручивается в муфту, и проблема решена.
Демонтируем старые батареи
В большинстве случаев приборы отопления соединяются с трубами при помощи сгона. Он представляет собой продолговатую резьбу, на которую навинчивают муфту, а затем фиксируют контргайкой.
Вначале необходимо попробовать открутить все своими усилиями. Если они не поддаются – можно воспользоваться специальными антикоррозийными составами, например, WD-40. Работая с очень старыми батареями, следует быть готовым к более худшему варианту – трубное соединение надо будет обрезать при помощи болгарки.
На данном этапе замены батарей в квартире следует подумать и дать ответ на вопрос, каким образом будет демонтироваться система отопления:
- Полностью, вместе с трубными магистралями
- Частично, исключительно радиаторы отопления
В первом случае можно не волноваться, как снимутся старые батарей. Во втором придется быть намного аккуратнее:
- Вначале попробовать отвинтить контргайки на всех разводках, чтобы не тратиться на новые
- Далее ставятся метки в местах реза. Чтобы новый радиатор располагался ровно и не пришлось наращивать трубы, необходимо убедиться, что последние обрежутся на одном уровне
- На каждой из труб при этом необходимо оставить более 1 см резьбового окончания
- Отсоединив, аккуратно демонтируются старые батареи и удалятся из стен удерживающие их кронштейны
- Оставшийся участок резьбы приводится в порядок, устраняются заусенцы
Пройдя по всему дому, нужно демонтировать каждый из отопительных радиаторов. которые будут подлежать замене. В итоге останутся только трубы, которые, в случае дальнейшей замены, также аккуратно снимаются.
Итоги
Демонтаж батарей отопления — не такой уж сложный процесс, если знать теорию, как это правильно делать. В любом случае, плановые работы нужно выполнять вне отопительного сезона. Трогать систему отопления в разгар зимы — вынужденная необходимость.
Чтобы работоспособность отопительной системы не страдала, нужно вовремя производить все необходимые профилактические мероприятия. Поэтому лучше позаботиться о новых радиаторах или прочистить старые до наступления отопительного сезона. Это касается любых работ, связанных с отопление, как в частных домовладениях, так и в квартирах.